Картина маслом: интерьер в жанровой живописи

Приглядитесь к тому, что изображено на заднем плане известных картин

Часто ли мы обращаем внимание на интерьер помещения, изображенного на полотне? Обычно от созерцания ковров, стен и мебели нас отвлекает сцена, разворачивающаяся на переднем плане, и мы благополучно забываем про фон, который, между прочим, может помочь нам понять некоторые тонкости сюжета.

Василий Перов: «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Василий Григорьевич Перов, как и другие художники-передвижники, в своих картинах обращался как правило к остросоциальным темам. «Приезд гувернантки в купеческий дом» — это история бедной девушки с хорошим образованием, вынужденной поступить на службу в чужеродное для нее купеческое семейство. В интерьере приемной, где происходит встреча, обращают на себя внимание дорогие стулья с гнутыми ножками и штофные обои, которые контрастируют с бедным малочисленным багажом гувернантки, и портрет предка-основателя купеческого рода на стене, напоминающий обитателям об их происхождении.

Франц Йозеф Лейкс: «Бытовая сценка»

За спинами участников этой очаровательной сценки можно разглядеть довольно лаконичный, однако же не бедный интерьер. Объясняется достаток явно не высокородной семьи довольно просто: пожилая женщина вяжет кружева, которые стоили в ту пору достаточно дорого и приносили немалый доход. Привлекают внимание также деревянный потолок и пол из разноцветных плиток, а также оконная рама с мелкой расстекловкой (делать большие стекла тогда еще не умели).

Дмитрий Жуков: «Провалился»

В картине «Провалился», ставшей в дальнейшем отправной точкой для более известной картины «Опять двойка», привлекают внимание общая бедность обстановки и портрет отца (видимо, умершего) на стене, которые подчеркивают общее безысходное настроение.

Базиль де Люс: «Бельгийская вафля»

На картине голландского художника изображена милая семейная сцена приготовления вафель. Обратите внимание на красивый камин, фарфоровые вазы на полке над ним, колоритную медную посуду на столе и зеркало в резной оправе на заднем плане.

Зинаида Серебрякова: «Терраса в Харькове»

От картины Зинаиды Серебряковой «Терраса в Харькове» так и веет свежестью лета и теплом. Распахнутое большое окно в сад, белая скатерть и фрукты на столе, солнечные блики... Легкость и гармония — вот как можно охарактеризовать атмосферу этой террасы, если не знать, что этот дом был для художницы и ее семьи временным пристанищем после смерти мужа и отца Бориса Серебрякова.

Василий Суриков: «Меньшиков в Березове»

Печальная судьба опального сподвижника Петра Первого Меньшикова отражена не только в затравленном выражении его лица, в полных печали глазах домочадцев. Его отчаяние подчеркнуто в том числе скудным, граничащим с бедностью интерьером избы, в которую он был вынужден переселиться после пышного дворца на набережной Невы в Петербурге.

Карл Херпфер: «Спящая девушка, кот и бараны»

Перед нами еще одна забавная жанровая сценка. Девушка уснула за чтением в деревенском домике, в комнату зашел баран и жует страницу ее книги. Если отвлечься от назидательного смысла картины, обращают на себя внимание красивая деревянная мебель, светильник необычной формы и изящный серебряный кувшин на столе. В этом сюжете обстановка вряд ли несет тайный смысл, зато дает представление об интерьере европейского крестьянского дома середины XIX века.

Кузьма Петров-Водкин: «Тревожно»

Вопиющая бедность героев: рваные обои, теснота, кое-как повешенные занавески — только усугубляет общее тревожное впечатление, которое создает картина. Но и здесь можно увидеть элементы домашнего уюта, которые немного сглаживают общую напряженность атмосферы: ходики на стене и лоскутное одеяло на кроватке младшего ребенка.

Павел Федотов: «Сватовство майора»

Интересно, что для создания картины «Сватовство майора» Павел Федотов создал своеобразную декорацию, собрав по крупицам интерьер, в котором ему позировали натурщики. Именно поэтому интерьер картины особенно интересен для зрителя. Браки, целью которых было породнить купеческую дочь с дворянином, хоть и бедным, в результате которых одни получали приданое, а другие — статус, не были редкостью для того времени. Если приглядеться, станет понятно, что действие разворачивается в купеческом доме: розовая вышитая скатерть, выбивающаяся из общего интерьера, напоминает о традициях купечества; хрустальная люстра плохо сочетается с аляповатым расписным потолком; на стене явный переизбыток картин, среди которых преобладают портреты священнослужителей и военачальников. Все это вместе создает ощущение неуместности — как обстановки, так и происходящего.

Комментарии (0)

Сообщений нет, добавьте первое!
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность добавить комментарий!